Эта странная жизнь

Я давно собираюсь рассказать о книге, которая изменила мою жизнь. Судьба и жизнь этого человека стали мерилом моей жизни. Это как гонка за лидером. Но как же трудно идти за таким… 

И вот появились комментарии Надежды: «Каждый день собираюсь заняться гимнастикой, но как села за компьютер, так и забыла про все, потому что, то комментарии нужно написать, то статьи, то в твитеры зайти, то бизнесом заняться. Отрываю голову, а уже два часа дня, а я и не ела еще, какая уж тут зарядка»

и Марии: «Очень полезный пост. Осталось заняться самодисциплиной. Ведь если разучить, то много времени зарядка не потребует. Надо только начать делать и продолжать, собрав волю в кулак»

Да и сама я с трудом успеваю сделать запланированное на день :-)

И я поняла, что пришла пора рассказать…

Я  прочитала эту повесть давно, как только она была опубликована. Журнал сразу стал библиографической редкостью. Москва встала в очередь, или мне так казалось :-)

Понятие тайм менеджмента в то время еще не овладело умами деловых и упорных.

Меня же с детства приучали к режиму дня, висело расписание уроков, еще подружки вспоминали, что в течение недели мне нельзя было даже позвонить, чтобы спросить «про уроки» — мама строго отвечала, что я занята. Гуляла по дороге из школы в школу…

Но успевала сделать очень многое. Спасибо маме. Все-таки приучила :-)

И вдруг…

Читаю повесть и понимаю, что ничего-то я еще в этой жизни не понимаю.  Может быть, вам захочется прочитать ее полностью и задуматься?

Я перечитываю эту повесть уже не одно десятилетие. Были периоды, когда с помощью планирования и строгой отчетности перед самой собой удавалось сделать очень много, но только периоды…

Может быть, у вас получится лучше? 

Дальше – только небольшая выборка цитат из повести Даниила Гранина ЭТА СТРАННАЯ ЖИЗНЬ, так что кавычки не ставлю…

Жизнь — долгая-предолгая шту­ка. В ней можно наработаться всласть и успеть многое прочитать, изучить языки, путешествовать, наслушать­ся музыки, воспитать детей, жить в деревне и жить в го­роде, вырастить сад, выучить молодых…

Жизнь спешит, если мы сами медлим.

 

Как украсилась бы жизнь, если бы каждый человек мог знать, на что он способен! Ведь каждый может куда больше, чем ему кажется, — он и смелее, чем он себя считает, и выносливее, и сильнее, и приспособ­ленней.

«Всякая жизнь интересна, — писал Герцен, — не личность, так среда, страна занимает, жизнь занимает…» Дневник требует всего лишь честности, раздумий и воли.

«Все, о Луцилий, не наше, а чужое, только время наша собственность, — писал Сенека.

— Природа пре­доставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может от­нять у нас всякий, кто этого захочет… Люди реши­тельно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всем желании. Ты спросишь, может быть, как же поступаю я, поучающий тебя? Признаюсь, я по­ступаю, как люди расточительные, но аккуратные — веду счет своим издержкам. Не могу сказать, чтобы я ничего не терял, но всегда могу отдать себе отчет, сколько я потерял и каким образом, и почему».

Так еще в самом начале нашей эры, в 50-м году от Р. Х.,  научные работники, — а Сенеку можно впол­не считать научным работником, — вели счет своему времени и старались экономить его.

Время распределяется почти так же, как и две тысячи лет назад, при том же Сенеке: «боль­шая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо». 

— …Он был рационалист!

— …Виталист!

— …Фантазер, человек увлекающийся, интуити­вист!

— Я — кто? Я — дилетант, универсальный диле­тант. Слово-то это происходит от итальянского «дилетто», что значит — удовольствие. То есть человек, кото­рому процесс всякой работы доставляет удовольствие.

Он создал СПЕЦИАЛЬНУЮ СИСТЕМУ ВРЕМЯПОЛЬЗОВАНИЯ (выделено мною Аи) и в результате получил совершенно новое качество жизни.

Любому человеку, кем бы он ни был, отпущено определенное Время его жизни, Годы, а они состоят из месяцев, дней, часов. Мы не замечаем их течения. На самом деле — стараемся не замечать, раз навсегда усвоив банальную истину: «чтобы мы ни делали, а время все равно идет». Хотя никакая это не истина, а скорее заблуждение, одно из тех оправданий, какими пользуются слабые, бездеятельные натуры.

Известно, что счастливые не наблюдают часов, вер­но и другое — что и те, кто не наблюдают часов, уже счастливы. Однако Любищев добровольно, не по службе, не по какой-то нужде, взял на себя несчастливую обязанность «наблюдать часы».

Он постоянно хронометрировал себя. Любое свое действие — отдых, чтение газет, про­гулки — он отмечал по часам и минутам. Занялся этим с первого января 1916 года. Ему было тогда 26 лет, он служил в армии, в Химическом комитете, у из­вестного химика Владимира Николаевича Платьева. Был Новый год, и Любищев дал себе обет, как всегда дают в этот день, с чем-то покончить и что-то начать.

С годами вырисовывались преимущества не только этого приема, но и многих других методов его работы. Как будто все у него было рассчитано и задумано на десятилетия вперед. Как будто и долголетие его тоже было предусмотрено и входило в его расчеты.

Все его планы, даже самый последний, пятилетний план, составлялись им из предположения, что надо прожить, по крайней мере, до девяноста лет.

Утилизация отбросов времени у него продумана до мелочей. При поездках — чтение малоформатных книг и изучение языков. Английский язык он, например, усвоил главным образом в отбросах времени.

Практически, как убедился Любищев, лично он в состоянии заниматься высококвалифицированной ра­ботой не больше семи — восьми часов.

Он отмечал время начала работы и время оконча­ния ее, причем с точностью до 5 минут.

«Всякие перерывы в работе я выключаю, я подсчитываю время нетто, — писал Любищев. — Время нетто получается гораздо меньше количества времени, которое получается из расчета времени брутто, то есть того времени, которое вы провели за данной работой.

Часто люди говорят, что они работают по 14-15 часов. Может быть, такие люди существуют, но мне не удава­лось столько проработать с учетом времени нетто. Рекорд продолжительности моей научной работы 11 часов 30 мин. Обычно я бываю доволен, когда проработаю нетто — 7-8 часов. Самый рекордный месяц у меня был в июле 1937 года, когда я за один месяц проработал 316 часов, то есть в среднем по 7 часов нетто. Если время нетто перевести во время брутто, то надо прибавить процентов 25-30. Постепенно я совершенствовал свой учет и в конце концов пришел к той системе, которая имеется сейчас… Естественно, что каждый человек должен спать каждый день, должен есть, то есть он тратит время на стан­дартное времяпрепровождение. Опыт работы показывает, что примерно 12-13 часов брутто можно использовать на нестандартные способы времяпрепровождения: на рабо­ту служебную, работу научную, работу общественную, на развлечения и т. д».

«При составлении годовых и месячных планов приходится ру­ководствоваться накопленным опытом. Например, я плани­рую прочесть такую-то книгу. По старому опыту я знаю, что в час я прочитываю 20-30 страниц. На основании ста­рого опыта я и планирую. Напротив, по математике я пла­нирую прочитать 4-5 стр. в час, а иногда и меньше страниц. Все прочитанное я стараюсь проработать. В чем заключа­ется проработка? Если книга касается нового предмета, ма­ло мне известного, то я стараюсь ее проконспектировать. Стараюсь на каждую более ли менее серьезную книгу напи­сать критический реферат…»

А вот как выглядит итог на протяжении ряда лет:

«1937 г.- 1840 часов

1938 г.- 1402 часа

1939 г.- 1362 часа

1940 г.- 1560 часов

1941 г.- 1342 часа

1942 г.- 1446 часов

1943 г.- 1612 часов»

и так далее.

Ни на одной, самой тяжелой, работе не было, наверное, такого режима — его может установить человек для себя только сам. 

Любищев работает побольше иных рабочих. Он мог бы, подобно Александру Дюма, в доказательство поднять свои руки, показывая мозоли. Написать пол­торы тысячи страниц в год! Отпечатать 420 фотосним­ков! Это — в 1967 году. Ему уже семьдесят семь лет.

«На русском языке прочитано 50 книг — 48 часов

На английском » » 2 книги — 5 часов

На французском » » 3 книги — 24 часа

На немецком » » 2 книги — 20 часов

Сдано в печать семь статей…»

«…Долгое пребывание в больнице отразилось, конечно, в превышении чтения, но план главной работы перевыполнен, хотя многое не было сделано. Так, например, статья «Нау­ка и религия» заняла в пять раз больше времени, чем предполагалось».

Подробности годовых отчетов напоминают отчет целого предприятия. С каким вкусом и наглядностью очерчен силуэт утекшего времени, все эти таблицы, коэффициенты, диаграммы. Недаром Любищев счи­тался одним из крупнейших систематиков и специа­листов по математической статистике.

Окончание следует завтра.

Скачать книгу 

Еще о книге

Фото Гранина и о нем

Желаю приятного чтения и глубоких раздумий…

Ваша Аи ТомБунДин

3 ответа на “Эта странная жизнь

  1. Уведомление: Книги, которые изменили мою жизнь. | 105plus

  2. Здравствуйте, Аи! Я с интересом прочла Вашу статью. Я встречала таких людей, которые целеустремлённо распределяют своё время и делают большие успехи в выбранном деле.
    Но часто они узки, имеют сильные неуспехи в других областях жизни.

    Я не считаю, что перерыв между работой, например, поездка – это отброс времени, в который просто необходимо ещё что-то сделать. Хотя я обычно использую такое время со смыслом, например в поездках на работу я читала, или однажды вышила замечательную дорожку на комод на удивление мучеников, стоящих в битком набитом поезде, я пришла к выводу, что мозгу надо давать отдых в моменты «отбросов времени».
    И позволять себе жить в своё удовольствие – уделять внимание ближним, искать и находить, где можно сделать доброе дело.

    Вот моё скромное мнение: Не надо беспокоиться о кратковременности жизни, а надо радоваться каждому моменту жизни.
    С уважением, автор блога БАБУШКИН ОТВЕТ Алина Таранец.

    • Алина! Вы абсолютно правы — каждый чловек сам управляет своей жизнью и нет никакой необходимости следовать чужим путем.
      Но иногда полезно оглянуться вокруг — каждый человек бесконечно талантлив и у каждого есть чему поучиться кроме своих ошибок:-)
      Мне эта повесть помогла осознать бесконечные возможности организации своего времени и это позволило в жизни успеть многое…
      А окончание статьи не читали?…

Добавить комментарий

